современные методики и стандарты разработки бизнес-плана
Реклама
Ошибки при составлении бизнес-плана
Техника составления бизнес-плана
Top.Mail.Ru

Современная практика составления бизнес-плана

В современных условиях одним из важнейших инструментов планирования является бизнес-план.
Традиционно он выступал инструментом малого и среднего бизнеса, нуждавшегося во внешней помощи (партнера или инвестора) для реализации проектов, которые в одиночку было трудно осилить. Сегодня бизнес-планы, не утратив своего традиционного назначения, разрабатываются практически всеми ведущими зарубежными компаниями на постоянной основе. Они являются как бы стержнем всей системы внутрифирменного планирования. Бизнес-планы разрабатывают заводы и отделы, производственные подразделения и филиалы. Бизнес-планы структурных подразделений анализируются и обобщаются в бизнес-планы корпораций.

Возрастание роли бизнес-плана в планировании особенно отчетливо проявилось в последние десятилетия. Связано это было со следующими причинами:
1. Возрастание сложности внешней хозяйственной среды потребовало от компаний высокой гибкости в управлении, умения постоянно просчитывать множество вариантов управленческих решений в комплексе, с учетом всех факторов.
2. Возросла роль стратегического маркетинга, умения находить и оценивать возможные новые, перспективные направления хозяйственной деятельности. Но мало найти перспективную возможность на рынке, нужно еще и оценить, чего она стоит. Для этого и нужен бизнес-план.
3. Расширилась самостоятельность производственных подразделений. В современных условиях увидеть все варианты хозяйственного развития можно лишь на нижнем уровне, а оценить их привлекательность с точки зрения корпорации в целом, проанализировать с учетом интересов владельцев капитала можно на высшем уровне. Обособление хозяйственных систем при необходимости интеграции решений по части инвестиционной политики и сделало бизнес-план столь популярным инструментом планирования бизнеса.

Прежде всего при обосновании положений бизнес-плана целесообразно:
- акцентировать особое внимание на вопросы, которые могут представлять интерес для тех, кому они адресованы – работникам предприятия, партнерам или другим внешним потребителям;
- представить сущность проекта в наиболее доступной форме в самом начале бизнес-плана;
- аргументировать все расчеты и показатели таким образом, что бы они были реальными и достоверными, без преувеличения и преукрашивания экономических результатов реализации проекта.

Современный опыт разработки инвестиционных проектов базируется в основном на методологии делового планирования, принципиальным отличием которого от прежней проблемы обоснования экономической эффективности капитальных вложений и новой техники, является разработка плана, соответствующего реальным жизненным условиям (внешним, внутренним) и обеспечивающего развитие организации (предприятия, проекта). Вместе с тем нельзя, да и невозможно, полностью перенести этот опыт на отечественные предприятия (объекты инвестирования).

На практике приходится сталкиваться с бизнес-планами, различающимися по сфере приложения, объемам инвестиций, длительности реализации проекта, составу участников, степени сложности, влиянию результатов и другим признакам. В одних случаях их разрабатывают достаточно детально, выполняя для этого трудоемкие расчеты и обоснования, в других - менее детализировано, опуская отдельные разделы или объединяя некоторые из них.

Степень детализации бизнес-плана зависит от многих факторов и, прежде всего, от размера будущего проекта и сферы (отрасли, производства), к которой он относится. Так, например, если предполагается организовать производство новых видов продукции (изделий и т.п.), то он должен быть разработан весьма подробно, учитывая сложности самого продукта и рынков его сбыта. Если речь идет о продаже каких-либо изделий, то он может быть относительно кратким и простым. Детализация зависит и от характера создаваемого объекта, например, если это производственное предприятие, то на состав его производства окажут влияние вид продукции, ее качество, объемы и размеры строительно-монтажных работ, другие факторы.

Во всех случаях бизнес-план должен описывать основные аспекты инвестиционного проекта, содержать анализ всех проблем, с которыми может встретиться предприниматель, способы их решения в условиях конкуренции и представлять собой четко структурированную систему данных о коммерческих намерениях и перспективах осуществления проекта, финансовом и организационном обеспечении программы реализации намеченных мероприятий и, кроме того, выполнять функцию рекламы.

Бизнес-план должен быть коротким, но включать все наиболее важные особенности бизнеса. Следует избегать подробного технического описания продуктов, процессов и операций. Нужно использовать общепринятые термины. Бизнес-план должен быть простым и полным. Он должен являть собой честный анализ, основанный на реальных допущениях. Допущения и проекты должны быть хорошо изучены и иметь ссылки на рыночные и отраслевые источники и документы, результаты экономических исследований, заключения лиц, которые будут делать бизнес компании.

Следует обсудить риски компании. Не следует делать несущественных или неопределенных утверждений. Немногие инвесторы будут рисковать, основываясь на нереалистичных планах. Бизнес-план должен быть исчерпывающим и включать обсуждение организационной стратегии достижения преимуществ компании и преодоления потенциальных трудностей.
Структура бизнес-плана
Реклама
Современная практика составления бизнес-плана
Роль и значение бизнес-плана в экономике
Автоматизация расчетов при составлении бизнес-плана
бизнес-план | структура бизнес-плана | ошибки при составлении | техника составления | современная практика | роль и значение бизнес-плана | автоматизация расчетов | карта сайта