современные методики и стандарты разработки бизнес-плана
Реклама
Ошибки при составлении бизнес-плана
Техника составления бизнес-плана
Top.Mail.Ru

Инвестиционный бизнес-план

Бизнес-план является неотъемлемой частью делового планирования. Необходимость разработки инвестиционного бизнес-плана российскими предприятиями вызвана рядом причин:
- адаптацией зарубежного опыта разработки инвестиционных проектов к отечественным условиям с обязательной типизацией методологии и документов, используемых в области бизнеса.
- необходимостью программного обеспечения разработки и анализа инвестиционных проектов;
- оценкой бизнес-плана участниками проекта с позиций возврата вложенных средств и получения прибыли.

Бизнес-план представляет максимально компактный документ, который позволяет принять обоснованное решение и указать последовательность действий для его успешного воплощения. От правильности составления документа зависят одобрение и жизнеспособность проекта.

Для среднесрочных и долгосрочных проектов разработка бизнес-планов - центральный этап инвестиционного планирования, включающий следующие виды работ:
- развитие концепции и дальнейшую разработку основного содержания проекта;
- установление деловых контактов и изучение целей участников;
- структурное планирование;
- организацию и проведение торгов, заключение контрактов с основными исполнителями;
- получение одобрения на продолжение работ.

Для краткосрочных, небольших по масштабу или локальных проектов, не требующих значительных затрат и весьма непродолжительных по срокам реализации, все этапы и работы совмещаются на прединвестиционной фазе.

Для разработки стратегии крупного предприятия составляется корпоративный (глобальный) бизнес-план.

Предприятия, работающие в стабильной ситуации и производящие продукцию для достаточно устойчивого рынка, разрабатывают бизнес-план, направленный на совершенствование производства и снижение издержек. Эти предприятия предусматривают модернизацию производимой ими продукции в локальных бизнес-планах.

Венчурные предприятия, выпускающие продукцию при повышенном риске, систематически работают над бизнес-планами освоения новых видов продукции, современных технологий и т.п.

Если предприятие, наметив рост производства продукции или освоение новой техники, не имеет для этого достаточных мощностей, то оно может использовать бизнес-план, чтобы привлечь капитальные вложения либо новых партнеров, инвесторов, кредиторов, спонсоров. Для этого может быть подготовлено краткое описание бизнес-плана, называемое бизнес-предложением.

Назначение бизнес-плана инвестиционного проекта, требования к его составу и содержанию. Бизнес-план инвестиционного проекта - это план (программа) реализации целей и путей достижения организуемого проекта производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), исходя из намеченных технико-экономических показателей. В нем, как правило, приводится обоснование и оценка возможностей проекта, определяются доходы и расходы, потоки реальных денег, источники финансирования, анализируется рентабельность и окупаемость, безубыточность и другие показатели. Это и один из предынвестиционных этапов деловых проектов, их основная и неотъемлемая часть. Служит он основанием для предоставления кредита и является средством анализа проекта на его реализуемость и эффективность.

В инвестиционном проектировании выделение бизнес-плана в самостоятельный раздел (этап, документ) связано с переходным периодом в экономике, необходимостью адаптации зарубежного опыта разработки проектов к отечественным условиям, типизацией методологии и документации в этой области бизнеса.

При технико-экономическом обосновании инвестиционных проектов бизнес-план необходим:
- инвестору - для определения целесообразности (эффективности) вложения капитала;
- предпринимателю - для выработки программы действия и руководства в процессе реализации проекта;
- государственным органам - для регулирования и контроля кредитных взаимоотношений.

По существу, это определенный стандарт деловых предложений потенциальным партнерам, необходимый им для оценки экономической эффективности намечаемых проектом мероприятий, реальности получения ожидаемой прибыли, возврата кредитных вложений.

Бизнес-план инвестиционного проекта разрабатывается в целях обоснования:
- текущего и перспективного (стратегического) развития предприятия, выработки (выбора) новых видов деятельности;
- возможности получения инвестиционных и кредитных ресурсов, возврата заемных средств;
- предложений по созданию совместных и иностранных предприятий;
- целесообразности оказания мер государственной поддержки.

Бизнес-план инвестиционного проекта требует определенной конкретизации по отношению к принятому решению, видам собственности, юридической форме, источникам финансирования, видам выпускаемой продукции, целям производства на вновь строящемся объекте, внедрению новой техники и технологии на действующих предприятиях, использованию материальных и трудовых ресурсов, увеличению прибыли, освоению рынка и др. Но прежде чем начать его разработку, необходимы данные о спросе и предложении, производственная, финансовая и другая информация.

Информация о спросе и предложении позволяет определить, почему и кому, в каких объемах данная продукция (работы, услуги) будет реализовываться (продаваться). К тому же потребитель (покупатель) приобретает не просто продукцию или услугу. а совокупность их определенных качеств и преимуществ, которые могут разрешить его проблемы. Если производитель выпустит свою продукцию в соответствии с требованиями потребителя и сделает это лучше, чем конкуренты, то может достигнуть ожидаемых результатов, скажем, увеличить прибыль. Необходимые данные можно получить из отчетов и публикаций, в результате собственных наблюдений и маркетинговых исследований, участия в выставках, ярмарках и торгах.

Таким образом, разработке бизнес-плана должен предшествовать значительный объем работ по сбору и обработке достоверной исходной информации, четкое определение цели и задач будущего проекта. Существуют и используются два основных способа получения информации: из установленной отчетности и путем выполнения соответствующих наблюдений. В большинстве случаев они комбинируются. Если обобщающие количественные оценки базируются на информации, содержащейся в отчетности (бухгалтерской, статистической, оперативной), то более детальные и качественные можно получить путем непосредственных наблюдений, тестирования и т.п., т.е. в результате реального отображения сегодняшней ситуации.

Большую часть производственной информации можно получить на предприятиях (фирмах и т.п.), выпускающих такую же или аналогичную продукцию. Так, с ее помощью можно составить перечень всех производственных операций, способов их выполнения; список требуемых ресурсов (сырья, материалов, инструментов и т.п.), спецификацию оборудования, их поставщиков и условия поставки; потребность в трудовых ресурсах по специальностям и квалификации; обеспеченность производственными площадями, возможность их аренды, покупки и т.д.; накладные и другие расходы.

Для всесторонней оценки финансового состояния объекта требуется финансовая информация, на основании которой инвестор мог бы судить о необходимых средствах и прибыльности проекта, способах получения денег (кредиты, выпуск акций и т.д.). Важной является и информация о ценах и затратах, но она часто составляет коммерческую тайну изготовителя.

В свою очередь цель осуществления проекта должна быть конкретной, вызывать ощущение реальности. Она, например, может иметь количественную определенность (скажем, увеличить на определенную величину объем производства, прибыль или снизить издержки и т.д.), разбиваться на несколько конкретных задач, решаемых количественно во времени (по годам, кварталам или даже месяцам), либо устанавливать конкретные сроки достижения намеченных целей и решения задач.

Не менее важным и ответственным является представление бизнес-плана потенциальным инвесторам (его презентация). Представляя его, разработчик (предприятие, фирма и т.п.) старается продать проект, а для этого он должен быть привлекательным и, прежде всего, отпечатан хорошо читаемым шрифтом, в нем должны быть наглядно представлены и качественно выполнены схемы и графики. Конфиденциальная информация может быть опущена, а в случае необходимости представлена дополнительно. Инвестора могут интересовать и другие данные, например процент (доля) продаваемого пакета акций, его общая цена, минимальный объем инвестиций, условия предоставления капитала (акции обыкновенные, привилегированные, долговые обязательства с гарантиями, заем и т.д.).

Бизнес-план и его роль в финансовом обосновании инвестиционного проекта. Бизнес-план (в переводе с английского - план предпринимательской деятельности) получил распространение в российской практике начиная с 90-х годов, когда переход к рыночному механизму инвестирования потребовал изменения принципов финансирования капитальных вложений. Развитие новой модели инвестиционного планирования было вызвано, с одной стороны, сокращением государственных инвестиций, обусловившим необходимость поиска альтернативных источников финансирования, причем на возвратных началах, с другой стороны - задачами достижения соответствия разрабатываемых проектов международным нормам.

Международные финансовые организации выделяли кредитные ресурсы российским предпринимателям только при наличии проработанного бизнес-плана. Отсутствие опыта разработки бизнес-планов у большинства предпринимателей серьезно осложняло поиск потенциальных инвесторов.

В российской экономике стали возникать структуры (государственные, коммерческие и смешанные), предлагающие услуги по разработке бизнес-планов. Среди них Государственная инвестиционная корпорация, Российская финансовая корпорация (РФК), Международный инвестиционный союз (МИС), Российский центр содействия иностранным инвестициям Минэкономики РФ, Российский союз промышленников и предпринимателей, Международный фонд содействия приватизации и иностранным инвестициям, академические и исследовательские институты, фирмы. Финансовое обоснование инвестиционных проектов в соответствии с обусловленными требованиями стало обязательным условием соискателей инвестиций из государственного бюджета, коммерческих банков и других потенциальных инвесторов.

Новая модель инвестиционного планирования на основе разработки бюджетов предполагаемых инвестиций пришла на смену традиционной для советской практики системы составления технико-экономических обоснований. В отличие от последней, бизнес-план предполагает разработку стратегии предпринимательства, тщательное изучение всех деталей проекта на основе анализа денежных потоков, внешних и внутренних факторов, предопределяющих будущие результаты и затраты инвестора, учет неопределенности и риска.

Бизнес-план представляет собой документ, в котором комплексно, системно и детально обосновывается инвестиционное предложение и определяются основные характеристики инвестиционного проекта. Бизнес-проект должен убедительно доказать эффективность принятия инвестиционного решения для его потенциальных участников, заинтересованных лиц и организаций, местной администрации, экспертов и т.д.
Структура бизнес-плана
Реклама
Современная практика составления бизнес-плана
Роль и значение бизнес-плана в экономике
Автоматизация расчетов при составлении бизнес-плана
бизнес-план | структура бизнес-плана | ошибки при составлении | техника составления | современная практика | роль и значение бизнес-плана | автоматизация расчетов | карта сайта