современные методики и стандарты разработки бизнес-плана
Реклама
Ошибки при составлении бизнес-плана
Техника составления бизнес-плана
Top.Mail.Ru

Сущность бизнес планирования

Все достаточно масштабные инвестиции осуществляются в плановом порядке. План - это программный документ, включающий комплекс показателей-заданий, сбалансированных по ресурсам, срокам осуществления и исполнителям, ответственным за обеспечение системы исследовательских, финансово-инвестиционных, производственно-коммерческих, организационно-хозяйственных и иных мер (действий), направленных на достижение целей и задач организации, отрасли, национальной экономики.

Особенность бизнес-плана состоит в том, что он нацелен на получение прибыли. Это означает, что при прочих равных условиях предпочтение отдается тому инвестиционному проекту, который способен принести максимальную прибыль.

Отметим, что бизнес-планы в целях определения масштабов и координации хозяйственной деятельности составлялись с давних пор. При строительстве дворцов или культовых храмов от архитектора всегда требовали представить отнюдь не только рисунки и чертежи, но и дать расчеты, сколько потребуется материалов и как будет осуществлена их доставка к месту строительства, сколько человек (каменщиков, столяров и плотников, маляров и чернорабочих) будет занято, какую зарплату придется им выплатить, указать сроки выполнения работ и т. д.

В соответствии со ст. 1 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-ФЗ инвестиционный проект должен включать бизнес-план.

Цели разработки коммерческими организациями бизнес-планов инвестиционных проектов многообразны, важнейшие из них:
а) совершенствование внутрифирменного управления;
б) представление фирмы во внешней среде.

Бизнес-план как инструмент внутрифирменного управления формулирует стратегию и тактику деятельности по реализации проекта. В данном качестве он связан с прогнозированием и реалистичной оценкой вероятности успеха в осуществлении задуманного проекта, составляет основу стратегического планирования коммерческой деятельности, позволяет уберечься от деятельности, обреченной на провал вследствие строительства «воздушных замков», и осуществлять контроль за ходом реализации проекта в каждый конкретный период времени, сверяя достигнутые результаты с плановыми, проводить необходимые корректировки.

Бизнес-план как рабочий инструмент представляет:
а) выбор перспективного направления хозяйственной деятельности, сегментирование и оценку рынка сбыта, определение места фирмы на нем;
б) расчет затрат, необходимых для изготовления и сбыта продукции;
в) определение цены в соответствии с выбранной стратегией ценообразования;
г) выработанные требования к персоналу и условия мотивации труда при достижении поставленных целей;
д) прогноз рисков и проблем, которые могут помешать выполнению бизнес-плана;
е) расчет прибыльности проекта.

Бизнес-план - документ, способный убедить сотрудников фирмы в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в инвестиционном проекте. Он способствует мотивации персонала, нацеливает его на реализацию поставленных задач.

Бизнес-план в качестве документа для внешней среды может выступать:
а) заявкой на кредитование/финансирование инвестиционного проекта;
б) документом, с которым будут ознакомлены потенциальные партнеры по бизнесу, и прежде всего инвесторы;
в) документом для презентации инвестиционного проекта в хозяйственной среде (для потенциальных потребителей, контрагентов, субподрядчиков, представителей общественности).

Будучи заявкой на кредитование/финансирование, бизнес-план, как минимум, должен содержать ответы на следующие вопросы:
а) организационно-правовая форма предприятия, реализующего инвестиционный проект;
б) какова цель и для чего конкретно нужны финансовые ресурсы;
в) сколько требуется денежных средств;
г) какую прибыль фирма получит в результате привлечения капитала;
д) почему данный кредит целесообразен с финансовой точки зрения;;
е) каким образом и когда полученные деньги будут возвращены?

Бизнес-план - это способ донести свои идеи до других людей, которые, возможно, вас поддержат, станут компаньонами. Такой план предназначен для ознакомления потенциальных партнеров с рыночной, организационной и финансовой стратегией по реализации инвестиционного проекта.

В процессе развертывания хозяйственной деятельности фирма должна провести рекламную кампанию в целях поиска потенциальных инвесторов, потребителей, контрагентов, субподрядчиков. Кроме того, фирма может столкнуться с протестами экологической общественности. В этих случаях бизнес-план выступает как средство презентации, успешной PR-кампании.

В целях повышения наглядности бизнес-плана и доступности восприятия его содержания целесообразно результаты расчетов представлять в табличной форме.
Структура бизнес-плана
Реклама
Современная практика составления бизнес-плана
Роль и значение бизнес-плана в экономике
Автоматизация расчетов при составлении бизнес-плана
бизнес-план | структура бизнес-плана | ошибки при составлении | техника составления | современная практика | роль и значение бизнес-плана | автоматизация расчетов | карта сайта